ИДЕАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА ПЛАТОНА

Реклама
 

Экономические отношения в «Законах» Платона

Ойкос и эргастерияКак и многие современники-греки, Платон (428-7-348-7 гг. до н.э.) считал полис (polis, город-государство) и «эйкос» (oikos, домашнее хозяйство) важнейшими и взаимосвязанными понятиями. Самым важным условием хорошей жизни в сообществе было устойчивое и гармоничное регулирование общего хозяйства города-государства на основе жизненного цикла полиса и внутри определенных пределов (границ полиса). Согласно Платону, для устойчивого функционирования экономики, полис должен был обладать постоянным населением и территорией. Для древнегреческого мыслителя экономика была главным фактором развития и упадка полиса. Таким образом, он не рассматривал экономику как аспект линейного исторического развития. Для него характерна циклическая модель восприятия общественного, экономического и политического развития, связанная с расцветом и упадком. Таким образом, философ мыслил в «политико-экологических» категориях, а не в «историко-экономических» категориях.

В «Законах» уделено внимание аппарату управления обществом. Платон смотрел на экономику города государства преимущественно с политической стороны, подчеркивая политические аспекты распределения имущества. Он утверждал, что неравномерное распределение богатства среди населения полиса, крайности бедности и богатства, а также общественное неравенство ослабляют общество. Древнегреческий мыслитель в «Законах» предусматривал также пределы бедности и богатства, которые нужно ограничивать, чтобы не допустить социального взрыва.

Можно выделить следующие основные отличия диалога «Законы» от «Государства»: во-первых, в «Законах» Платон отказывается от коллективной собственности, которой должны были владеть философы и стражи в «Государстве». Земля является общей собственностью государства. Однако размеры частной собственности мыслитель предлагал ограничить. Ремесленное производство в экономике полиса в «Законах», как и в первом проекте идеального общества «Государство», занимает второстепенное положение по отношению к земледелию. Таким образом, античный философ проявляет презрение к производительному труду, которое впоследствии было характерно и для средневековых мыслителей.

Во-вторых, в «Законах» производственные потребности, нужды сельского хозяйства и земледелия полиса, согласно Платону, необходимо было полностью обеспечить за счет рабского труда. Он признавал полезность и необходимость для экономики полиса института рабства, Для предотвращения выступлений невольников и бунтов рабов, Платон рекомендовал землевладельцам и владельцам мастерских приобретать как можно меньше рабов одной и той же национальности и не провоцировать недовольство рабов жестоким обращением. Не скрывая своего поощрения рабовладения, мыслитель симпатизировал спартанской экономической системе, которая гарантировала правящему классу стабильный доход и функционирование экономики, а аскетизм спартанцев избавлял их от всякого рода спекуляций в экономической сфере, столь необходимых для приобретения средств на покупку предметов роскоши. Спартанская умеренность рассматривалась им как важное качество. Ведь именно только так можно было избежать чрезмерных расходов на роскошь и товары престижного потребления, что для Платона представляло один из путей к упадку хозяйства. Среди главных достижений Спарты философ считал внутреннюю социальную стабильность, отсутствие экономических потрясений и гражданских смут.

Таков проект философа Платона построения экономических основ идеального общества и государства в его более зрелой работе «Законы». Платон в своем стремлении сформулировать принципы функционирования экономики идеального общества повлиял на средневековые экономические воззрения и на марксистские идеи экономического устройства коммунистического общества. Экономические воззрения античного философа были обусловлены его стремлением создать идеальное общество. Этим обусловлено его подозрительное отношение к частной собственности, финансовому капиталу, а также стремление с помощью государства регулировать многие аспекты экономической жизни общества. Стремление создать идеальное общество сочеталось с пренебрежительным отношением к производительному труду в промышленной сфере экономики и оправданием рабства.

Вместе с этим читают:
Законы Хаммурапи
Экономика Аристотеля
Экономическое учение Аквинского

просмотров: 904
Реклама
Реклама от Google

Один комментарий: ИДЕАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА ПЛАТОНА

  1. пользователь droidmod сообщает:

    Современная цивилизация многосторонне связана с культурным наследием, созданным греческой нацией в древнейшем мире. Взгляды великих мыслителей тех времен служат исходной точкой для современной экономической науки. Нет таких основополагающих экономических проблем, которые остались бы без внимания великих мыслителей античной эпохи и не были бы составлены обоснованные заключения по ним.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Комментируя, вы соглашаетесь с правилами пользования порталом.
Отзывы без указания номера или даты и суммы заказа удаляются!