ФЕОДАЛЬНОЕ ПРАВО

Реклама
 

Феодальные законы в Средневековье

Три сословияФеодальная власть не основана на одном монолитном факторе, а составлена из сложных взаимоотношений и социального взаимодействия. Отношения «сеньор-вассал» (bassus или vassus — обладающий более низким статусом) основаны на обоюдной взаимозависимости. Эта полиархия имеет истоки в историческом развитии Западной Европы со времен распада Римской империи.

В средневековье развивались личные свободы и отвергалась античная идея правового равенства всех людей, присущая им от рождения, которую защищали софисты. В результате синтеза королевского, городского и канонического права, возникает феномен «естественного права». «Естественное право» — синтез разных форм средневекового права — амальгама материального и формального права. «Формальное» право — продукт логической дедукции, который использовали и применяли юристы и бюрократы; «материальное» право — хаотически-индуктивно и подчиняется множеству факторов — его часто применяли феодалы. Разумеется, между этими версиями права часто возникал конфликт.

С рецепцией римских законов европейскими народами утверждается положение о «беспробельности права». Римская система законов стала универсальным источником юриспруденции, из которого заимствовались ответы на вопросы местного законодательства. Законодательные акты римской империи предоставили юристам арсенал технических средств и приемов (толкование, аналогии, конструкции), которые необходимы при применении юридических норм. Западная цивилизация — единственное отделение теократии от светского права. Каноническое право развивалось, заимствуя многое из римской правовой системы. Так появляется рациональная модель для светского права.

Важным фактором в становлении феодальной концепции власти стала правовая концепция, которая практиковалось среди варварских племен. Вместо рациональной и универсальной концепции римской правовой системы, основы которой лежат в доктрине школы стоиков, германские племена принесли иную идею закона. Германское право не предполагало существование универсального законодательства и общих норм. С формальной точки зрения, это было возвращение к воззрениям, характерным для древнегреческого полиса. Правовые нормы рассматривались как черта, характеризующая народ (Volk) или племя — так же как отличается язык различных племен. Так франки отличались от ломбардийцев тем, что у них было различные правые нормы. Юрисдикция племенного закона была персональной, а не территориальной.

Племенное право было традиционным законодательством, основанным на обычаях, которые не были высечены в камне или записаны, а сохранялись в памяти старейшин племени. Процесс изменения закона был сложен, так как отсутствовал орган, во власть которого были переданы полномочия изменить правовые нормы. Не существовало суверенного органа с точки зрения законодательства. Правые нормы были основано традицией и в ней же сосредоточены. У германских племен отсутствовала законодательная функция: законодательство сосредотачивалось в деятельности самого суда. Даже в Британии Нового времени парламент назывался High Court of Parliament. При такой правовой системе не требовалось издавать законы и не требовалось их записывать, так как судебное постановление относилось к каждому конкретному случаю.

Но и в традиционном праве существовали изменения, однако, они были ориентированны на традицию, и каждый новый закон ориентировался на аналогичные постановления или на аналитические выводы из старых правовых норм, применимых к новым обстоятельствам.

©

Вместе с этим читают:
Юридический позитивизм
Позитивное право
Кодекс Наполеона

просмотров: 295
Реклама
Реклама от Google

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Комментируя, вы соглашаетесь с правилами пользования порталом.
Отзывы без указания номера или даты и суммы заказа удаляются!