ОТКРЫТОЕ ОБЩЕСТВО

Реклама
 

Карл Поппер об «открытом обществе» и его врагах

Open SocietyСовременное общество напоминает абстрактное, так как множество людей не вступают в личные связи или вступают, но очень редко. Но абстрактное общество — всего лишь гипербола. Общество стало абстрактным, но биологически люди не изменились, и имеют социальную потребность, которую абстрактное общество не удовлетворяет. Люди всегда образуют группы, вступают в социальные связи, но эти группы не обладают реальной организацией в жизни общества в целом. И в этих процессах есть не только потери, но и приобретения.

Мы можем вернуться к животному состоянию, к гармоничному царству природы, но если мы хотим остаться людьми, наш путь лежит в открытое общество. Понятие «открытое общество» введено в оборот Карлом Поппером (1902-1994 гг.) в работе «Открытое общество и его враги» (1945), где оно противопоставлено закрытому обществу, магическому, племенному, коллективистскому.

В отличие от А. Бергсона, на которого он охотно ссылался, Поппер придал оппозиции обществ открытых и закрытых аранжировку, сделавшую ее в период холодной войны элементом западного политического дискурса безопасности. Открытое общество Поппера противостоит одновременно как «внешнему злу» тоталитаризма, так и интеллектуальным силам, пытающимся разложить это общество «изнутри», эксплуатируя то внутреннее напряжение, которое по необходимости присуще ему как системе, сделавшей ставку на свободную игру индивидуальных и групповых интересов и инициатив. Не зря парадигмальный труд Поппера озаглавлен «Открытое общество и его враги», а кончается первый том этой книги призывом «позаботиться так хорошо, как мы только сможем, о безопасности и, вместе с тем, о свободе». В попперианской традиции говорить об открытом обществе ― значит, по преимуществу, говорить о его врагах, грозящих ему опасностях и способах их одоления.

Назвав «врагов открытого общества», Поппер называет и «друзей открытого общества». По меткому выражению известного западного философа Поппера, Протагор был первым теоретиком открытого общества, под которым он (Поппер) понимает такой тип организации и функционирования общества, где господствует демократия и нет тоталитаризма. А поскольку каждый отдельный человек не есть другой, то таких мер множество и следовательно истина растворена в этом множестве, то есть она полипарадигмальна. Более того, Протагор утверждал, что у каждого человека истина с течением времени изменяет свое содержание. Но не только в этом заключается ценность взглядов Протагора, а еще и в том, что он принадлежал к великому поколению древних греков и именно в период его поколения, в том числе и его усилиями, начинается процесс научного осмысливания общественных процессов, разделения знания на природное и социальное, осуществляются первые шаги в различении естественных и нормативных законов: если первые не зависят от человека, то вторые в свое содержание включают действия людей. Правда, они не произвольны, а есть следствие взаимоотношений людей, юридически же законы включают в себя многочисленные элементы конвенциональности. Именно Протагор заметил, что в природе не существует норм, а они изобретены человеком, который сам является существом моральным, в природе же мораль отсутствует.

В качестве сторонников «открытого общества» в работе Поппера упоминается и афинский философ Сократ. Для Сократа характерен моральный интеллектуализм как отождествление блага и мудрости, мудрости и государственной власти. Известно его положение о том, что никто не поступал бы неправильно, если бы знал как поступать правильно, а это дается просвещением и образованием. Сократ критикует демократические институты Афин, он сторонник открытого общества. Он говорит о недопустимости рабства и идей антинационализма (известно его выражение: «Я гражданин мира»), о необходимом авторитете государства, который заключается в авторитете мудрых и ученых, об уважении к закону. Он сторонник общей демократии и… индивидуализма. Нравственно то, что дает пользу и блаженство, однако наибольшей добродетелью является умеренность во всем, так как чем аскетичней образ жизни, тем ближе человек приближается к богу.

Сократ «действует» в полисе Афин в политической и духовной сферах. Но главное его значение в том, что он дает методологию поиска сущности: на основе поиска ответов на вопросы, что такое добродетель и справедливость, как должен жить человек, он говорит о необходимости постоянного пополнения знаний, ибо знания ― основа правильного действия человека и мудрец понимает как мало он знает, что необходимо подвергать исследуемое сомнению и критическому анализу, хотя у Сократа это исследуемое часто есть самопознание.

Это и есть Сократ. Ему нет необходимости стремится дать (и особенно сразу) окончательные ответы, так как сущность их присутствует и наполняется с каждым последующим вопросом, ибо последние и есть ответы. Сократ скромен и чист в своих рассуждениях-исследованиях, только истинный исследователь может сказать себе: я знаю, что ничего не знаю. Это не слабость Сократа, а его научное кредо. Таким образом, ряд противоречивых положений Сократа, например, индивидуализм и коллективизм Сократа, демократизм и враждебность ему, согласно мнению Поппера, принадлежит самому Платону, а не Сократу, о чем свидетельствуют первые работы Платона «Апология Сократа» и «Критон» и последующие, такие как «Государство», «Тимей», «Законы».

Каковы перспективы выбора К. Поппера в пользу демократии? В ставшей классической работе по социальной философии «Открытое общество и его враги» Поппер подчеркивает возможности творческого начала в сознательной модернизации общественно-политического устройства. И это значит, что в условиях демократического общества каждый поединок с его врагами становится решающим. В весьма очевидной форме можно констатировать, что если вопрос посвященный проблеме «что есть открытое общество» решен в работе Поппера с достаточной очевидностью, то вопрос о том, с какими дальнейшими сложностями столкнется Россия на пути к нему остается актуальной темой для дальнейших теоретических и практических изысканий.

©

Вместе с этим смотрят:
Политический либерализм
Консерватизм
Хайек

просмотров: 221
Реклама
Реклама от Google

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Комментируя, вы соглашаетесь с правилами пользования порталом.
Отзывы без указания номера или даты и суммы заказа удаляются!