ЗАКОНЫ ХАММУРАПИ

Реклама
 

Экономические воззрения в Законах Хаммурапи

Типа месопотамский царекПри изучении экономической мысли древнего Востока следует обратиться к Месопотамии. Источником для изучения экономических воззрений Месопотамии могут служить Законы царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.). С их помощью можно представить экономические воззрения этого царя-законодателя. Такие кодексы представляли собой формы воззрений (в том числе экономических) и не были предписаниями, подобно библейскому и римскому законодательству. Следует отметить, что Законы Хаммурапи имели большое влияние — через полторы тысячи лет после обнародования, этот текст все еще копировали.

Земельные отношения

В «Законах» рассматривается государственное хозяйство, которое состояло во времена Хаммурапи из дворцовых и храмовых земель ― и те, и другие включали земельные наделы. В этом документе появляются юридические лица ― «дворец» и «храм». В «Законах» упоминается государственная земля ― другой земли, кроме выделенной в такие наделы, в этом документе не упоминается. Следует также отметить, что движимое имущество и рабы дворца отличаются в документе от рабов частных лиц. Вероятно, дворцовая земля сводилась к учреждениям с людьми (в том числе рабами) и движимостью, а остальные государственные земли раздавались в держание.

Многие статьи в «Законах» относятся к земледелию. Ст. 42-70-е этого документа относятся к сделкам с недвижимостью и определяют ответственность за преступления, относящиеся к недвижимому имуществу. Ст. 42-48 относятся к аренде целины и поля, ст. 60-65 относятся к аренде сада — арендная плата сада выше, чем поля, так как в ст. 49-52 рассматривается процедура залога земли. В документе указывается, что во всех случаях арендованная и заложенная земля остается за первоначальным владельцем и определяются права первоначального владельца по отношению к земле. Данные меры были введены, чтобы исключить концентрацию земли в руках разбогатевших землевладельцев, что на Ближнем Востоке происходило весьма часто. Так, например, при залоге земли, урожай с этой земли принадлежит истинному владельцу заложенной земли, и тот должен только после продажи урожая отдать заимодавцу сумму заклада (ст. 49-50). В действительности земля продавалась крайне редко ― это следует из того незначительного внимания, которое в этом документе уделяется юридическим аспектам продажи земли. Таким образом, «Законы» уделяют пристальное внимание аренде земли как наиболее распространенной практике экономических отношений с земельными угодьями.

Торговля

Хаммурапи в своих Законах отметил факт ликвидации крупной частной торговли — по Законам Хаммурапи купцы были обязаны или расстаться со своим занятием, или стать государственными служащими — поступить со своим капиталом и товарами на государственную службу. Такой купец, обдающий ильк тамкара (состоящий на торговой службе), должен был сбывать государственный товар и отдавать государству прибыль, за что такие купцы получали привилегию осуществлять самостоятельную, частную торговлю. На практике государственная и частная торговля могли совмещаться, и продав доверенные ему государством товары, купец должен был соответствующую часть прибыли передать государству, а остаток присвоить себе. Более того, именно люди, несущие ильк тамкара, собирали налоги. Таким образом, термин «тамкар» в «Законах» используется в контексте «человек, вкладывающий капитал в торговые и ростовщические предприятия». И именно под этим именем купцы-тамкары, как отмечено выше, были обращены государством в государственных агентов.

Ст. с 70-х по 126 Законов относятся к различным торговым и коммерческим операциям, преимущественно к займам, залогам и передаче предметов на хранение. В данном случае следует отметить, что основными видами деятельности, связанными с кредитно-финансовыми отношениями, которые государство стремилось контролировать, (как и контролировать многие сферы обращения больших участков земли и других объектов недвижимости) были: те или иные аспекты ростовщической деятельности, внешняя оптовая торговля и контроль над постоялыми дворами. Иных значительных видов деятельности в области товарно-денежных отношений в сфере услуг Месопотамия того периода, вероятно, не знала. И это является ярким примером попытки осуществить государственное регулирование частных сделок. Указанные статьи документа установили специальные тарифы найма квалифицированных специалистов, ремесленников, цен на зерно, серебро и другие наиболее распространенные товары, имеющие ключевое значение для экономики и т.д. Однако на практике в частных сделках данные нормы соблюдались не всегда, но подобную незаконную сделку можно было оспорить в суде.

Ст. 99-107 относятся к регулированию совместных операций с деньгами, преимущественно, торговым операциям, когда одна сторона вкладывает капитал, а другая сторона выполняет поручение или торговую операцию. Как уже рассматривалось выше, в операциях, связанных с торговлей, под словом «тамкар» подразумевались люди, исполняющие обязанность «тамкара». Остальным осуществлять крупную торговлю было запрещено. Однако ст. 99-107 относятся именно к тем торговым операциям, в которые вовлекался частный капитал и которые проводились на основе частной инициативы. Тамкар вручает шамаллуму ― дословно «разносчик», торговый агент тамкара, вверенный капитал, который частный предприниматель должен вернуть с процентами (см. ст. 102). Выгодность данного предприятия для шамаллума заключалась в высокой доходности, большей, чем сумма, которую нужно было вернуть. Таким образом, отношения шамаллума и тамкара были основаны на договоре (ст. 105-106). Следует также обратить внимание на то, что тамкар должен был заплатить за обман шамаллума вдвое больше, чем шамаллум за обман тамкара. В данном случае Хаммурапи руководствовался принципом необходимости защищать слабых от сильных.

Ст. 88-96 этого документа предназначены для того, чтобы ограничить ростовщичество. Так, высший ростовщический процент по Законам Хаммурапи составляет 20%. Еще одна цель состояла в том, чтобы облегчить или упростить выплату долгов для должников. Всякая ростовщическая операция должна была осуществляться под контролем государства (ст. 95). Хаммурапи, как и другие цари Месопотамии (и его преемники), часто отменял все долги населения. Целью указанных мер было ограничение частной эксплуатации и закабаления общинников, а также предотвращение массового разорения жителей страны. Однако, данная политика, без коренных реформ в области экономики, не давала желаемых результатов, так как должники из-за отсутствия средств к существованию снова попадали в зависимость к кредиторам. И тогда правителям снова приходилось прибегать к санации долгов. Таким образом, Законы Хаммурапи ограничивали ростовщичество и долговое рабство, осуществляют регулирование цен и тарифов, вводили ограничительные запреты на сделки с землей (куплю-продажу), существенно расширяли государственный сектор в сельском хозяйстве.

Рабство

Законы Хаммурапи регулировали и многие экономические аспекты общественной жизни Месопотамии — документ уделял внимание усилению власти рабовладельцев над рабами. Рабство в Месопотамии было близко к патриархальному типу рабовладения. К сословию «вардум» («рабы») относились те зависимые, чьим временем, рабочей силой и жизнью распоряжались их хозяева. Телесное повреждение раба рассматривалось не как покушение на человека, а как порча имущества хозяина. Таким образом, рабы считались имуществом своих владельцев.

Законы Хаммурапи упоминают рабов частных лиц ― мушкенумов и авилумов. Статус раба имел наследственный характер. В документе недостаточно ясно определен имущественный статус рабов. Подавляющее большинство рабов в Месопотамии было домашними рабами. Передача рабов для найма осуществлялась очень редко. Раб мог располагать собственной недвижимостью, но после смерти раба недвижимость отходила к господину (ст. 176). Раб мог располагать имуществом любого вида, но оно не могло передаваться по завещанию, а после смерти раба переходило господину. Из ст. 175-176 следует, что государственные рабы и рабы мушкенумов имели право создавать семью, включающую лиц любого сословия, а также могли иметь свои хозяйства с определенной движимостью. «Авилумы» по Закону Хаммурапи могли быть отданы в рабство только на ограниченное время. Статус рабов государственных учреждений государством не регулировалось.

Ст. 114-117 документа определяет патриархальное право отцов семейства распоряжаться членами своей семьи как собственностью и отдавать их в залог кредита. Операции отличались от простого ростовщичества тем, что в данное случае заимодавец забирал заложников из семьи должника в качестве обеспечения невыплаченной в срок задолженности (ст. 115) или во временное замещение предоставленного займа (ст. 114). В ст. 117-119 описывается ситуация передачи главой семьи члена своей семьи в рабство за уплату долга, который не был выплачен. Однако члены семьи возвращались в семью, но было это связано (в отличие от ст. 114-116) не с выплатой долга, а с государственным чрезвычайным вмешательством в отношения должника и кредитора. Законы Хаммурапи запрещали последующую перепродажу членов семьи: все три года члены семьи должны были обслуживать именно закабалителя или первого покупателя. Из ст. 117, 119 Законов Хаммурапи также следует, что глава семьи мог продавать или выдавать в «кабалу» членов своей семьи только в уплату непогашенного долга. Очевидно, Законы Хаммурапи лишили главу семьи возможности свободно (не ради уплаты долга, а для обогащения) распоряжаться членами своей семьи и продавать их в рабство.

****

Рассматривая особенности Законов Хаммурапи, следует отметить, что данный документ как образец экономической мысли Древнего Востока относится к структуре общества Месопотамии, которому присущи два основных характерных элемента — наличие самоуправляющихся сельских общин и централизованного государственного управления, «восточной деспотии», властвующей над этими общинами и взимающей с них налоги. Также упоминаются и государственные слуги, чья деятельность была необходима для эффективного функционирования все усложнявшейся социально-политической структуры общества Месопотамии.

Анализ Законов Хаммурапи показывает, что отношения связанные с частной собственностью в обществе Месопотамии не были главным элементом экономической и общественной системы. Для общества Месопотамии и экономического мышления Законов Хаммурапи было присуще стремление ограничить роль влияния крупного частного капитала и землевладения и поставить тех и других зависимости от централизованного контроля. По отношению к крестьянам, работавшим на государственной земле, именно государство создавало альтернативу частному землевладению и сделкам с землей.

Законы Хаммурапи относятся к той эпохе, когда в общественной структуре Месопотамии росло имущественное неравенство между мелкими и крупными землевладельцами, а также населением и крупными торговцами. Дальнейшее развитие товарно-денежных отношений способствовало разложению традиционных патриархально-клановых связей и привело к появлению богатых и бедных, имущих и малоимущих. Бедные общинники лишались имущества переходили в батраки, государственные наемники или продавались в рабство. Однако сформировавшееся государство Междуречья и его административный аппарат видели в разбогатевших частных собственниках земли и капитала социальных паразитов и предпринимали все, что от них зависело, чтобы уменьшить роль крупных частных землевладельцев и торговцев в общественной и экономической жизни Месопотамии и препятствовать их деятельности. Именно в таком контексте следует рассматривать значение Законов Хаммурапи и их вклад в экономическую мысль Древнего Востока.

Вместе с этим читают:
Фома Аквинский об экономике
Экономическое учение Аристотеля
Идеальная экономика Платона

просмотров: 3375
Реклама
Реклама от Google

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Комментируя, вы соглашаетесь с правилами пользования порталом.
Отзывы без указания номера или даты и суммы заказа удаляются!